Шпалы для ЖД – важная составляющая верхнего строения
железнодорожного пути. Они воспринимают основную нагрузку от подвижного состава
и равномерно распределяют её на основании балластного слоя и на нижнее строение
пути, а также обеспечивают правильное и неизменное положение рельсовых линий в
процессе эксплуатации.
Различают деревянные, железобетонные и металлические шпалы
для железных дорог.
Деревянные шпалы для ЖД значительно отличаются от
других видов шпал особенностями производства и эксплуатации.
Изготавливают в соответствии с требованиями ГОСТ 78-2004 из
древесины различных пород, в частности, из хвойных деревьев – сосны, пихты,
кедра, ели, иногда предпочитают использовать дуб, берёзу и лиственницу. Тип
древесины значительно влияет на качество и срок службы изделий (7 – 40 лет).
Важно также учитывать внешние климатические условия и интенсивность
эксплуатации.
Как известно, древесина обладает многими положительными
свойствами: прочность, твёрдость, износостойкость, малая чувствительность к
перепадам температур, легко обрабатывается и тд. Данные параметры сказываются и
на качестве деревянных шпал, которые за счёт высоких характеристик исходного
материала приобретают следующие достоинства: сравнительно небольшая масса
изделия (70 – 80 кг), удобны для крепления рельсов, относительно небольшая
чувствительность к механическим воздействиям и колебаниям температуры, хорошее
сцепление с балластом из щебня, высокие диэлектрические свойства, возможность
уширения рельсовой колеи в крутых кривых радиусом до 350 м.
Единственным отрицательным свойством деревянных шпал
является их быстрая порча (гниение) в местах крепления рельсов, а также в силу
различных неблагоприятных условий. Чтобы предотвратить быстрое загнивание
древесины и продлить срок службы, изделия обрабатывают специальными
антисептиками (креозотом) на шпалопропиточных заводах. На сегодняшний день
нормированным считается такой метод пропитки, как «вакуум – давление - вакуум».
Перед пропиткой древесина должна быть сухой или подсушенной. В результате
получаются деревянные шпалы пропитанные – полностью готовые к
эксплуатации изделия.
От качества деревянных шпал зависит срок службы и
долговечность жд пути, а также безопасность передвижения. Важно также учитывать
особенности участков дороги, где будут устанавливаться шпалы – скорость движения
поездов и грузонапряжённость. Как правило, деревянные шпалы используются на
дорогах с малой загруженностью и интенсивностью движения.
Принято классифицировать пропитанные деревянные шпалы
для ЖД по назначению:
- I тип: предназначены для установки на главных путях 1-2
класса;
- II тип: главные пути 3-4 класса, подъездные пути,
сортировочные и приёмоотправочные пути на станциях;
- III тип: малодеятельные пути промышленных предприятий.
Условия эксплуатации не всегда одинаковые, поэтому каждый
тип шпалы должен использоваться рационально в соответствии с определённой сферой
применения. Их можно укладывать на новые линии с различным основанием, а также
на грузонапряжённые линии и даже кривые участки дорог.
Деревянные шпалы не подходят для установки в местах
с повышенной влажностью, там, где отмечается неудовлетворительный дренаж: в
тоннелях, на стрелочных переводах, мостах и тд. В этом случае используются шпалы
из более стойких материалов (армированный бетон, металл, пластик).
Остальные материалы:
31.12.2014
Переборка и сортировка Рельсов БУ на складе
06.11.2014
Сверление и торцовка (резка) рельсов
10.10.2014
Строительство железных дорог в условиях сложного климата
14.09.2014
Совместные проекты Российских и европейских компаний по строительству жд дорог и поездов
16.08.2014
Локомотивы и тепловозы Российских железных дорог
05.07.2014
Железнодорожная колея в РФ и в Европе. Отличия и характеристики
22.06.2014
Щебень, используемый при строительстве железных дорог. Разновидность и классификация
26.05.2014
Железнодорожные тоннели - строительство, ремонт и обслуживание
12.04.2014
Железнодорожные мосты - особенности строительства и эксплуатации
18.03.2014
Украинские железные дороги. История, цифры, объемы, структура
17.02.2014
ОАО «РЖД» - структура компании, тендеры, финансовые показатели
16.01.2014
Железнодорожный транспорт в РФ. Объем и перспективы рынка
08.12.2013
Железнодорожные петарды. Предназначение и использование
09.11.2013
Европейские и мировые производители железнодорожных рельс
15.10.2013
Железнодорожный транспорт в России.
18.09.2013
Железнодорожные домкраты. Основные характеристики, описание, использование.
19.08.2013
ЖД рельсы. Транспортировка, хранение, ГОСТЫ
18.07.2013
Измерительные приборы для железных дорог
29.06.2013
Все о транспортных устройствах для ЖД. Дрезины, краны, тележки и т.д.
22.05.2013
Все о скреплениях АРС. Монорегуляторы, Клеммы, подклеммники и т.д.
17.04.2013
Производство железнодорожных рельсов. Используемые материалы, сроки и период эксплуатации
26.03.2013
Деревянные шпалы для ЖД. Особенности производства и эксплуатации.
18.02.2013
Железнодорожные переезды. Особенности строительства и эксплуатации
14.01.2013
Продажа железнодорожных рельс. Новые или б/у - разница в цене, плюсы и минусы.
16.12.2012
Строительство железных дорог в России. Объем выполненных работ в 2012 году.
10.11.2012
Ремонт и строительство железных дорог. Подходящие погодные условия и сезонность
12.10.2012
Стрелочные переводы для железных дорог
18.09.2012
Железнодорожные накладки. Описание, характеристики и срок службы
01.08.2012
Строительство и ремонт подкрановых и жд путей
24.06.2012
Классификация железнодорожных рельс. Основные ГОСТЫ
19.04.2012
Шпалы для железных дорог. Деревянные и железобетонные
03.11.2011
Все о ж/д рельсах - масса, размеры, крепления, цены и т.д. |