С развитием и расширением железнодорожной инфраструктуры
активно увеличивается спрос на рельсы. С каждым годом возрастает
грузонапряжённость железных дорог, увеличивается масса подвижного состава,
скорость движения. Рельсовый прокат должен соответствовать сложившейся
обстановке и полностью удовлетворять спрос на рельсы. Следовательно, основная
нагрузка ложится на производство железнодорожных рельсов как главного
источника актуальной продукции.
Приоритетными направлениями в производстве рельсов
являются:
- резкое улучшение качества - достижение высоких
характеристик пластичности, прочности и вязкости рельсовой стали.
- увеличение стойкости рельсов к тяжёлым условиям
эксплуатации.
- реконструкция и поиск новых, более эффективных, методов
производства.
Именно производство даёт эти возможности и ориентировано на
реализацию данных направлений.
В России изготовление жд рельсов регламентировано ГОСТ Р
51685-2000 «Рельсы железнодорожные. Общие технические условия». Настоящий
стандарт устанавливает чёткие требования по следующим пунктам:
- конструкция и размеры рельсов, а также допустимые
отклонения;
- технологический регламент: используемые материалы
(спокойная мартеновская сталь, чугун нелегированный, сплавы), способы закалки,
обработка и допустимые/недопустимые дефекты;
- маркировка готового изделия и тд.
Стоит отметить, что Россия - одна из ведущих стран-
производителей рельсов, опережает многие европейские страны по объёмам и
качеству выпускаемой продукции, по количеству разработок и исследований в
области металлургии.
Основные крупные производители рельсов сосредоточены в
Урало- Сибирском регионе. Это предприятия, входящие в структуру ООО
«ЕвразХолдинг»:
- ЕВРАЗ НТМК (ОАО «ЕВРАЗ Нижнетагильский металлургический
комбинат»)
- ЕВРАЗ ЗСМК (ОАО «ЕВРАЗ Объединенный Западносибирский
металлургический комбинат»).
Главные гиганты металлургии направили свои силы на
улучшение качества и физико- механических характеристик рельсов. В связи с этим
появляются актуальные задачи, направленные на поиск наиболее эффективных
технологий и технологического оборудования, которые позволят создавать
продукцию, отвечающую современным требованиям и железнодорожным условиям.
Намечаются главные направления в производстве рельсов:
1. Выбор эффективной технологии термического упрочнения рельсов. Важное
значение имеет закалочная среда – сжатый воздух, полимерные среды, масло и тд.
Стоит отметить, что наиболее высокие механические свойства металла (прочность,
текучесть, ударная вязкость, износостойкость) достигаются методом объёмной
закалки рельсов в масле.
2. Выбор химического состава рельсовой стали. В производстве используется
углеродистая сталь, которая имеет определённый химический состав,
микроструктуру и макроструктуру – главные показатели качества стали. Основные
элементы: углерод, марганец, кремний, Ванадий, титан, хром и др.
Для улучшения или изменения структуры стали добавляют
специальные примеси, например, ферриты, перлиты, карбиды, хром, титан и др.
Такой процесс называется легированием, а полученный материал – легированная
сталь. Стандарт регламентирует допустимое и недопустимое содержание
элементов (массовой доли) в рельсовой стали.
Образование флокенов – серьёзный химический процесс,
свойственный стали в процессе изготовления рельсов. На это необходимо обращать
особое внимание, так как не допускаются флокены в рельсах. Появление флокенов
возникает из-за избытка в стали водорода. Чтобы предупредить этот процесс,
используют изотермическую выдержку при температуре 600-650 °С в течение 2
ч, а также замедленное охлаждение при температуре 400-450 °С в течение 4
– 5 ч.
Наиболее надёжный и эффективный способ предупреждения
образования флокенов – вакуумирование жидкой стали. Это позволяет снизить
уровень водорода в стали и улучшить её свойства.
Сроки и период эксплуатации рельсовых материалов
напрямую зависят от технологии производства. Металлургические предприятия
активно осваивают европейский опыт и внедряют собственные разработки по
улучшению качества рельсовой продукции.
Остальные материалы:
31.12.2014
Переборка и сортировка Рельсов БУ на складе
06.11.2014
Сверление и торцовка (резка) рельсов
10.10.2014
Строительство железных дорог в условиях сложного климата
14.09.2014
Совместные проекты Российских и европейских компаний по строительству жд дорог и поездов
16.08.2014
Локомотивы и тепловозы Российских железных дорог
05.07.2014
Железнодорожная колея в РФ и в Европе. Отличия и характеристики
22.06.2014
Щебень, используемый при строительстве железных дорог. Разновидность и классификация
26.05.2014
Железнодорожные тоннели - строительство, ремонт и обслуживание
12.04.2014
Железнодорожные мосты - особенности строительства и эксплуатации
18.03.2014
Украинские железные дороги. История, цифры, объемы, структура
17.02.2014
ОАО «РЖД» - структура компании, тендеры, финансовые показатели
16.01.2014
Железнодорожный транспорт в РФ. Объем и перспективы рынка
08.12.2013
Железнодорожные петарды. Предназначение и использование
09.11.2013
Европейские и мировые производители железнодорожных рельс
15.10.2013
Железнодорожный транспорт в России.
18.09.2013
Железнодорожные домкраты. Основные характеристики, описание, использование.
19.08.2013
ЖД рельсы. Транспортировка, хранение, ГОСТЫ
18.07.2013
Измерительные приборы для железных дорог
29.06.2013
Все о транспортных устройствах для ЖД. Дрезины, краны, тележки и т.д.
22.05.2013
Все о скреплениях АРС. Монорегуляторы, Клеммы, подклеммники и т.д.
17.04.2013
Производство железнодорожных рельсов. Используемые материалы, сроки и период эксплуатации
26.03.2013
Деревянные шпалы для ЖД. Особенности производства и эксплуатации.
18.02.2013
Железнодорожные переезды. Особенности строительства и эксплуатации
14.01.2013
Продажа железнодорожных рельс. Новые или б/у - разница в цене, плюсы и минусы.
16.12.2012
Строительство железных дорог в России. Объем выполненных работ в 2012 году.
10.11.2012
Ремонт и строительство железных дорог. Подходящие погодные условия и сезонность
12.10.2012
Стрелочные переводы для железных дорог
18.09.2012
Железнодорожные накладки. Описание, характеристики и срок службы
01.08.2012
Строительство и ремонт подкрановых и жд путей
24.06.2012
Классификация железнодорожных рельс. Основные ГОСТЫ
19.04.2012
Шпалы для железных дорог. Деревянные и железобетонные
03.11.2011
Все о ж/д рельсах - масса, размеры, крепления, цены и т.д. |