Железнодорожный транспорт – ведущий вид транспорта
на территории РФ. Основу российского рынка составляют грузоперевозки, которые на
сегодняшний день остаются ведущими.
Российский рынок жд перевозок является одним из
крупнейших, ведь на его долю приходится свыше 40% грузооборота страны. Это
движущая сила экономики всей страны. От темпов развития грузоперевозок зависят
темпы экономического развития России.
Многие крупные добывающие и перерабатывающие предприятия
напрямую зависят от работы железнодорожной инфраструктуры: подача вагонов с
сырьём и вывоз готовой продукции. Почти ни один комбинат не имеет альтернативу
жд перевозок.
С 1990-х годов объёмы грузовых перевозок зависели от
экономической ситуации в стране. До 1998 г. отмечался спад. К 2000 году объёмы
начали расти, и после непродолжительного спада (ввиду финансового кризиса) к
2010 году базовые показатели работы жд транспорта вновь начали подниматься.
Структура погрузки включает в себя основные энергосырьевые
грузы, которые составляют основной объём экспортных перевозок:
грузопотоки угля, нефти, железной руды, товарного зерна, лесные грузы,
стройматериалы (в основном цемент)
География железнодорожных грузопотоков поражает своими
масштабами. Таким образом, данный сегмент рынка должен иметь адекватную и
развитую транспортно- логистическую инфраструктуру. Однако, по наблюдениям
экспертов, наблюдается другая картина: развиваются лишь отдельные сегменты
рынка. А необходимо делать упор на развитие всего логистического каркаса страны.
На сегодняшний день эксперты выделяют основные проблемы
рынка железнодорожных перевозок:
- Старение парка подвижного состава. Появляются парки
частных компаний, строятся отдельные ветки железных дорог на средства
частных инвесторов.
- Слабо развиваются магистральные линии. До сих пор
эксплуатируется советская инфраструктура, а новых путей общего пользования
не вводится.
- Отмечается недофинансирование жд инфраструктуры в
сравнении с другими отраслями.
- Ухудшается качество железнодорожных услуг: дефицит
подвижного состава, затруднена отправка груза, большие сроки доставки,
увеличиваются издержки грузоотправителей, слабая система диспетчеризации и
тд.
- Большое количество узких мест, которые отвечают за
основной поток грузооборота, в некоторых направлениях исчерпаны пропускные
способности.
Рынок должен быть адаптирован к новым реалиям и отвечать
реальным потребностям. Нельзя сказать, что работа в этом направлении не
проводится. Можно отметить следующие перспективы рынка:
- Железные дороги останутся основными перевозчиками
пассажиров и грузов в долгосрочной перспективе
- К 2030 году протяжённость российских дорог вырастет на
11 тыс. км
- Перспективной считается сеть железных дорог на северо-
востоке России. Строительство Амуро- Якутской магистрали (АЯМ) позволит
связать Якутию с Транссибом и БАМом, в результате чего Якутия выйдет из
транспортной изоляции. Для республики новая магистраль имеет огромное
социально- экономическое развитие.
- Расширение сети дорог с перспективой на экспорт сырья,
выход на другие рынки (строительство ОДКБ – магистрали даёт возможность
выхода на рынки стран азиатского региона)
- Модернизация дорог Сибири, ориентированы на вывоз
сырья. Остальные дороги отложены на перспективу.
Объёмы железнодорожного рынка РФ формируют крупнейшие
металлургические и вагоностроительные заводы, которые представляют рынок
металлопроката и жд машиностроения.
Выделим крупнейших (перспективных) производителей
металлопроката по объёму реализованной продукции за 2013 год (согласно рейтингу
Эксперт 400):
- «Евраз груп» - металлургическая и горнодобывающая
компания, мировой лидер по производству рельсовой продукции.
- ОАО «Северсталь» - сталелитейная и горнодобывающая
компания, лидер по объёмам производства стали.
- Новолипецкий металлургический комбинат (НЛМК) – ведущий
производитель металлопроката.
- ОАО «Мечел» - металлургическая и горнодобывающая
компания, поставщик длинномерных рельсов.
- ОАО Магнитогорский металлургический комбинат – мировой
производитель стали, поставщик склябов, балок, жд крепежей и др.
- «Металлоинвест» - ведущий производитель железорудной
продукции, стали и горячебрикетированного железа. Поставляет заготовки, сортовой
и листовой прокат.
- «Объединённая металлургическая компания» (ОМК) – ведущий
производитель железнодорожных колёс и другой металлургической продукции.
Рынок железнодорожного машиностроения представляют
следующие предприятия:
- НПК «Уралвагонзавод» - производство жд вагонов и другой
техники.
- ОАО «Алтайвагон» - крупнейший производитель жд грузового
подвижного состава.
- ОАО «Калугапутьмаш».
- ОАО «Тверской вагоностроительный завод».
- ОАО «Новокузнецкий вагоностроительный завод».
- ОАО «Калининградский вагоностроительный завод».
- ЗАО «ТВСЗ» (Тихвинский) и др..
Остальные материалы:
31.12.2014
Переборка и сортировка Рельсов БУ на складе
06.11.2014
Сверление и торцовка (резка) рельсов
10.10.2014
Строительство железных дорог в условиях сложного климата
14.09.2014
Совместные проекты Российских и европейских компаний по строительству жд дорог и поездов
16.08.2014
Локомотивы и тепловозы Российских железных дорог
05.07.2014
Железнодорожная колея в РФ и в Европе. Отличия и характеристики
22.06.2014
Щебень, используемый при строительстве железных дорог. Разновидность и классификация
26.05.2014
Железнодорожные тоннели - строительство, ремонт и обслуживание
12.04.2014
Железнодорожные мосты - особенности строительства и эксплуатации
18.03.2014
Украинские железные дороги. История, цифры, объемы, структура
17.02.2014
ОАО «РЖД» - структура компании, тендеры, финансовые показатели
16.01.2014
Железнодорожный транспорт в РФ. Объем и перспективы рынка
08.12.2013
Железнодорожные петарды. Предназначение и использование
09.11.2013
Европейские и мировые производители железнодорожных рельс
15.10.2013
Железнодорожный транспорт в России.
18.09.2013
Железнодорожные домкраты. Основные характеристики, описание, использование.
19.08.2013
ЖД рельсы. Транспортировка, хранение, ГОСТЫ
18.07.2013
Измерительные приборы для железных дорог
29.06.2013
Все о транспортных устройствах для ЖД. Дрезины, краны, тележки и т.д.
22.05.2013
Все о скреплениях АРС. Монорегуляторы, Клеммы, подклеммники и т.д.
17.04.2013
Производство железнодорожных рельсов. Используемые материалы, сроки и период эксплуатации
26.03.2013
Деревянные шпалы для ЖД. Особенности производства и эксплуатации.
18.02.2013
Железнодорожные переезды. Особенности строительства и эксплуатации
14.01.2013
Продажа железнодорожных рельс. Новые или б/у - разница в цене, плюсы и минусы.
16.12.2012
Строительство железных дорог в России. Объем выполненных работ в 2012 году.
10.11.2012
Ремонт и строительство железных дорог. Подходящие погодные условия и сезонность
12.10.2012
Стрелочные переводы для железных дорог
18.09.2012
Железнодорожные накладки. Описание, характеристики и срок службы
01.08.2012
Строительство и ремонт подкрановых и жд путей
24.06.2012
Классификация железнодорожных рельс. Основные ГОСТЫ
19.04.2012
Шпалы для железных дорог. Деревянные и железобетонные
03.11.2011
Все о ж/д рельсах - масса, размеры, крепления, цены и т.д. |