| Железнодорожная колея – один из главных 
элементов железной дороги. Рельсовая колея представляет собой две параллельные 
рельсовые нити, которые располагаются друг от друга на определённом расстоянии. 
Это расстояние называется ширина колеи.  Ширина колеи является главным параметром рельсовой колеи и 
непосредственно связана с размерами колёсных пар. Измеряется между внутренними 
рабочими гранями головок рельсов. Железнодорожная колея в 
России и Европе разная. Это объясняется различными причинами – 
историческими и стратегическими.  Самая популярная колея во всём мире считается так называемая 
стефенсоновская колея. Её ширина составляет 1435 мм. Своё название она получила 
по имени английского изобретателя железных дорог Джорджа Стефенсона (изобрёл 
первую пассажирскую жд линию направления Ливерпуль - Манчестер).  Европейская колея используется на железных дорогах Северной 
Америки, Китая и большинства стран Европы. Это примерно 75 % железных дорог на 
земном шаре.  Железнодорожная колея в РФ отличается от 
европейской. Её ширина составляет 1520 мм (принята с 70-х годов 20 в.). 
Используется на всех железных дорогах, метрополитенах и трамвайных линиях РФ и 
большинства стран СНГ, Финляндии, Монголии. Это примерно 11% железных дорог. 
Согласно исследованиям, данная величина ширины колеи оказалась наиболее 
оптимальной: позволяет увеличить стабильность путей при эксплуатации грузовых 
локомотивов, поездов, уменьшается износ рельсов и колёсных пар (до 94 %), 
повышается скорость движения, при этом не требуется модернизация подвижного 
состава.  Изначально ширина Российской колеи составляла 1524 мм и впервые 
использовалась при постройке Николаевской железной дороги (сер. 19 века). Бытует 
множество мнений, почему была принята именно такая величина:  
	
	переняли американский опыт в ходе сотрудничества с 
консультантами из США (в то время такая ширина колеи была популярна в южных 
штатах);
	предложение русских инженеров, которые посетили Америку перед 
началом строительства Николаевской жд. 
	военный аспект: другая ширина колеи затруднила бы 
транспортировку военного обеспечения войскам противника из Европы в Россию. Разная ширина колеи не препятствует пассажирским и грузовым 
перевозкам. При пересечении границы поезда переставляют на новые колёсные пары, 
которые соответствуют установленной ширине колеи (1435 мм или 1520 мм).  Остальные материалы: 
								31.12.2014Переборка и сортировка Рельсов БУ на складе
 
								06.11.2014Сверление и торцовка (резка) рельсов
 
								10.10.2014Строительство железных дорог в условиях сложного климата
 
								14.09.2014Совместные проекты Российских и европейских компаний по строительству жд дорог и поездов
 
								16.08.2014Локомотивы и тепловозы Российских железных дорог
 
								05.07.2014Железнодорожная колея в РФ и в Европе. Отличия и характеристики
 
								22.06.2014Щебень, используемый при строительстве железных дорог. Разновидность и классификация
 
								26.05.2014Железнодорожные тоннели - строительство, ремонт и обслуживание
 
								12.04.2014Железнодорожные мосты - особенности строительства и эксплуатации
 
								18.03.2014Украинские железные дороги. История, цифры, объемы, структура
 
								17.02.2014ОАО «РЖД» - структура компании, тендеры, финансовые показатели
 
								16.01.2014Железнодорожный транспорт в РФ. Объем и перспективы рынка
 
								08.12.2013Железнодорожные петарды. Предназначение и использование
 
								09.11.2013Европейские и мировые производители железнодорожных рельс
 
								15.10.2013Железнодорожный транспорт в России.
 
								18.09.2013Железнодорожные домкраты. Основные характеристики, описание, использование.
 
								19.08.2013ЖД рельсы. Транспортировка, хранение, ГОСТЫ
 								
								18.07.2013Измерительные приборы для железных дорог
 
								29.06.2013Все о транспортных устройствах для ЖД. Дрезины, краны, тележки и т.д.
 
								22.05.2013Все о скреплениях АРС. Монорегуляторы, Клеммы, подклеммники и т.д.
 
								17.04.2013Производство железнодорожных рельсов. Используемые материалы, сроки и период эксплуатации
 
								26.03.2013Деревянные шпалы для ЖД. Особенности производства и эксплуатации.
 
								18.02.2013Железнодорожные переезды. Особенности строительства и эксплуатации
 
								14.01.2013Продажа железнодорожных рельс. Новые или б/у - разница в цене, плюсы и минусы.
 
								16.12.2012Строительство железных дорог в России. Объем выполненных работ в 2012 году.
 
								10.11.2012Ремонт и строительство железных дорог. Подходящие погодные условия и сезонность
 
								12.10.2012Стрелочные переводы для железных дорог
 
								18.09.2012Железнодорожные накладки. Описание, характеристики и срок службы
 
								01.08.2012Строительство и ремонт подкрановых и жд путей
 
								24.06.2012Классификация железнодорожных рельс. Основные ГОСТЫ
 
								19.04.2012Шпалы для железных дорог. Деревянные и железобетонные
 
								03.11.2011Все о ж/д рельсах - масса, размеры, крепления, цены и т.д.
 |